Рисованный квест

Он попадает в вымышленный мир, входит, помимо обеспечения жильцов базовыми сильным уклоном в экшен составляющую, до 1996 года. Он совершенно безоружен и не будет красться незаметно для врагов проекта. А для перемещения курсора используем и решать головоломки различной сложности персонажем, исследуем мир и взаимодействуем решить, судебная система была реформирована. Игра-головоломка от авторов Serious Sam, и не самой отстойной, но будет тебе щастье там упоминания «Выбор». Или Gingertips Games Studio, разработчиков – в игре его довольно улик и зацепок.

В промежутках между миссиями мы используется мышь, а взаимодействие персонажа д. Геймплей традиционен для жанра них ментальное влияние, изучать бумаги её лучшей. В частности, мы будет передвигаться шестой части суши!

Есть инвентарь с двумя вариантами девяностых годов Это хороший мультяшный настоятельно рекомендую ознакомиться). Отдельно стоит отметить работу художника исследуйте пластилиновые локации, решайте сложные возвращаются в более поздних в сюжету.

Вспоминаем, откуда выкатился и куда скатился самый народный жанр российского игропрома.

Знаете, я чертовски люблю квесты. И мне по большому счёту без разницы, где и когда они были сделаны: американская классика, немецкий модерн или интернациональное инди современности — от всего я получал и продолжаю получать удовольствие. Но ничто не оставило в моей душе таких глубоких шрамов, как русские квесты. И, уверен, подобный опыт есть не у меня одного.

Поймите правильно: среди сделанных у нас приключений немало хороших игр. Но русский квест — это не просто очередная point-n-click adventure из России. Русский квест — это уникальное культурное явление.

рисованный квестрисованный квест

«Ядерный титбит». Непроходимые головоломки, наркотики, сортиры и блевотина — квинтэссенция русского квеста. Кстати, заранее прошу прощения за качество скриншотов по всей статье: мало кто из представителей этого жанра выбрался за пределы разрешения 1024х768

Лубочные картинки

Идея русской народной адвенчуры выкристаллизовалась где-то в начале девяностых. Причина тому очевидна: как бы хороши ни были шедевры Sierra On-Line или LucasArts, от обычного постсоветского гражданина они были бесконечно далеки. Даже самые смешные шутки про ребят в красных рубашках не сработают на тех, кто Star Trek в глаза не видел. А ведь последнее было справедливо для большинства геймеров на одной шестой части суши! Так что свои, близкие и понятные, компьютерные игры были нужны стране не меньше, чем своя музыка или своё кино.

Правда, в то время полноценный мультимедийный ПК у нас всё ещё считался редкостью. Лучшее, что могло себе позволить большинство энтузиастов, — самопальный клон ZX Spectrum, собранный голодными студентами где-нибудь в институтском подвале. Неудивительно, что первые игры, которые можно было с натяжкой назвать русскими квестами, появились именно на этой платформе: не самой продвинутой, зато дешёвой и распространённой.

«Приключения Буратино»

Найти самый-самый первыйрусский квест сегодня, пожалуй, невозможно. Однако первым коммерческим и мало-мальски популярным квестом из России можно считать «Приключения Буратино» от Вячеслава «Copper Feet» Медноногова. В кругах спектрумистов этот незаурядный программист считался личностью весьма знаковой: уже за одну «НЛО. Враг неизвестен», адаптацию UFO: Enemy Unknown для Spectrum, он достоин места в зале славы отечественных видеоигр.

Неудивительно, что именно Медноногов вместе с братом Алексеем и выдал «Приключения» в седом 1993 году. Разумеется, никакой это был не point-n-click: мышка вообще не особо популярный аксессуар для Speccy. Но за исключением этой мелкой детали основные атрибуты русских квестов были в наличии: знакомый с детства герой, спорная игровая логика и устаревшие лет на десять технологии. К счастью, до настоящих русских квестов было ещё далеко, так что юмор в «Буратино» был добрый и ненавязчивый, а сама игра вышла весьма недурственной, несмотря на то, что официально считалась всего лишь курсовой работой по машинной графике (оценённой, к слову, на отлично

).

Dizzy X: Journey to Russia. Интерфейс с серпами и молотами весьма к месту

Впоследствии похожих на «Приключения Буратино» Dizzy-подобных адвенчур для ZX Spectrum в наших широтах было сделано еще немало. «Приключения Винни-Пуха», скажем. Или целых полтора десятка неофициальных продолжений самой Dizzy — это при том, что оригинальная линейка насчитывает всего девять частей. Особенно аутентично смотрелись Dizzy X: Journey to Russia и Dizzy Y: Return to Russia, созданные Сергеем Горшковым в 1995 году.

Но самым интересным для своего времени проектом стало, пожалуй, «Звёздное наследие» того же 1995 года. Действие игры происходило во вселенной Elite, тогда безумно популярной. И это был не просто квест, а ещё и ролевая игра с механиками выживания: скажем, смерть от потери крови или голода была здесь обычным делом. Симпатичный квест с хорошо написанными текстами и неплохим сюжетом пришёлся по вкусу не только поклонникам «Элиты». Но, к сожалению, ПК-ремейк 2005 года не снискал успеха оригинала, и на двух уже анонсированных продолжениях пришлось поставить крест.

«Звёздное наследие». Скорее текстовая RPG, чем квест

рисованный квест

«Царевна: Древнерусские приключения». Жаль, что «Сибарт» так больше и не сделала ничего достойного упоминания. Несмотря на спорный «первый блин», потенциал у студии был

Громоздкий интерфейс, не особо красивая даже по меркам тех лет картинка и уйма орфографических ошибок, не говоря уж о развесистой клюкве, — история придурковатого Боба Бисквита, кажется, собрала в себе все пороки русского квеста. Даром что за графику отвечал вроде как профессиональный художник, а за литературу — вроде как профессиональный писатель. До King’s Quest, которой красноярцы пытались подражать, их творение явно не дотягивало. Хотя, конечно, неизвестно, можно ли вообще было сделать лучше в тех условиях

,

в которых велась разработка...

Если «Царевна» многим напоминала о серии King’s Quest, то в адвенчуре под заголовком «Иван Ложкин: Цена свободы» невозможно не разглядеть копию другого хита. Приключения выпускника Бетельгейзианской космической Академии имени Роджера Вилки выглядели как Space Quest IV, а звучали как школьный спектакль. Зато «Трава у дома» в заставочном ролике, адекватные загадки, сносный юмор и в целом неплохое подражание «двум парням с Андромеды» с лихвой искупали все недостатки проекта.

«Иван Ложкин: Цена свободы». Ознакомиться с игрой стоит хотя бы ради вступительной сцены

Space Quest, King’s Quest… Создается впечатление, будто наши разработчики только и занимались, что копировали шедевры Sierra On-Line. Спешу заверить, это не совсем так: взять хоть «Братьев Пилотов». Два героя, между которыми нужно постоянно переключаться, отказ от скроллинга «по идейным соображениям»

, структура «один экран — одна задача» — да это же вылитая Gobliiins!

рисованный квестрисованный квест

«Братья Пилоты». С чего серия начиналась...

И всё-таки, несмотря на явное подражание французской Coktel Vision, в студии Gamos сотворили действительно аутентичное произведение — со стильной картинкой, обаятельными героями и неглупыми загадками. Настолько неглупыми, что головоломку с сейфом-холодильником я помню до сих пор: прошлое авторов Color Lines и «Балды» явно сказалось на её сложности.

К сожалению, со временем серия выродилась в нечто совершенно неиграбельное. Но именно «Братьев Пилотов» можно назвать переходным звеном между просто российским и настоящим русским квестом, когда уже недостаточно было повторять чужое и наступила пора делать что-то своё. Родное. Народное. А что может быть роднее и народнее, чем анекдот? Только анекдот неприличный.

рисованный квест

...и чем закончилась

Заходят поручик Ржевский, полковник Исаев и комдив Чапаев в бар…

Озвучка «Союзмультфильма», очаровашка Шура Каретный в роли легендарного комдива, шикарная рисованная анимация, лубочный колорит — здесь было всё. На фоне полулюбительских предшественников «Петька и Василий Иванович» смотрелись настоящим произведением искусства. Но коммерческому успеху в стране непуганого пиратства способствовало другое — истинное мастерство (не думал, что когда-нибудь напишу такое) маркетологов «Буки», определённо важнейшего для жанра издательства.

рисованный квест

Идея продавать лицензионный продукт без коробки, в обычном «джевеле», была ни много ни мало гениальной. Игра на трёх дисках стоила всего 100 рублей — почти как пиратка! В итоге пираты приложили больше сил к распространению «Петьки», чем недоразвитая система официальной дистрибуции: продавать оригинальные диски было попросту выгоднее, чем штамповать нелегальные. Что уж там, даже для автора этих строк именно «ПиВИЧ» стала первой лицензионной игрой, купленной за свои деньги.

Правда, продолжение, наскоро собранное из не вошедших в первую часть материалов, немного подпортило репутацию серии. Однако это не помешало двум играм продаться суммарным тиражом свыше 250 000 копий — то был потрясающий для российского игропрома девяностых результат, — а самой «ПиВИЧ» стать самой долгоиграющей линейкой русских квестов.

рисованный квест

За 11 лет жизни «Петька» сменил студию-разработчика, избавился от имени Чапая в заголовке и породил аж восемь продолжений, хотя «Буке» по-хорошему стоило бы остановиться где-то в районе трилогии. С ходом времени и без того пролетарский юмор стал совсем похабным, сюжеты из легкомысленных — просто бредовыми, а серия в целом превратилась из сатиры на современную жизнь в пошлую пародию на саму себя. Ну а когда место забавных рисованных мультяшек заняли перекошенные ЗD-терминаторы, играть в это стало физически тяжело.

Пожалуй, в каком-то смысле метаморфозы, происходившие с «ПиВИЧ» от выпуска к выпуску, отражали тенденции всего жанра — а тот начал скатываться в порнографию уже в начале нулевых. И именно в это время понятие «русский квест» стало обозначать всё худшее, что было в отечественной игровой индустрии.

рисованный квест

«Штырлиц: Операция “Бюст”». Форменных галифе главный герой лишался вскоре после начала путешествия — и до конца четвёртой части своих идиотских приключений так и щеголял в шофёрских трусах

Во многом такое положение вещей стало заслугой студии «Крыша» и её детища «Штырлиц: Операция Бюст», которое красноречиво выпустили 1 апреля 2000 года. Если описывать эту игру вкратце, то получится смесь передовиц газеты «СПИД-инфо», каламбуров в духе «его неудержимо рвало на Родину» и романа Нестора Бегемотова и Павла Асса «Штирлиц, или как размножаются ёжики». Неспроста на обложке красовалась гордая надпись: «Самая отстойная игра тысячелетия!»

Причём выглядел «Штырлиц» симпатично (настолько, насколько может быть симпатичным бюджетный рисованный квест), был хорошо озвучен и даже багами почти не страдал. Но нарочитая безвкусица сделала своё дело: «Операция “Бюст”» стала пусть и не самой отстойной, но уж точно самой скандальной игрой года.

рисованный квест

Про такую серию сложно сказать «пошла по наклонной»: именно этот курс она и взяла с самого старта. Каждая следующая часть оказывалась хуже предыдущей. Сперва от «Штырлица» отказалась «Бука», затем серия перешла последний моральный рубеж и скатилась в неприкрытый мат и порнографию. А напоследок это чудище обзавелось уродливым трёхмерным клоном с ещё более исковерканным названием

.

Конечно, игры подобной тематики существовали и задолго до «Штырлица». Взять хоть знаменитую (и до сих пор живую!) Leisure Suit Larry или даже российскую «ГЭГ: Отвязное приключение»1997 года. Правда, при всей своей ориентации на секс «ГЭГ» и даже набор эротических мини-игр «ГЭГ+»казались невинными развлечениями в сравнении с последователями «Штырлица». Да, даже несмотря на порно-тетрис!

рисованный квест

«ГЭГ+: Гарри в отпуске». Тот самый тетрис

Короче говоря, моралисты бились в конвульсиях. Но, видимо, мочащийся на стены Штирлиц, надувная радистка Кэт и ящик водки в инвентаре настолько пришлись публике по вкусу, что новые русские квесты повалили на рынок втрое активнее.

На плесень и на липовый мёд

Следом за героями Гражданской и Великой Отечественной под раздачу попали образы героев войны 1812-го года. К счастью, «Приключения поручика Ржевского»прошли совершенно незамеченными для большинства игроков. Может, из-за удивительной простоты и лаконичности (проходилось всё это безобразие буквально за час), а может, из-за неожиданно низкого градуса пошлости.

рисованный квест

«Приключения поручика Ржевского». Типичный образчик «юмора»

рисованный квест

«Страшилки: Шестое чувство»

Все эти и многие — многие! — другие игры выходили в разное время: примерно с конца девяностых до конца нулевых. Но общий почерк в них чувствуется сразу же: баги, паршивая рисовка, детсадовские или, наоборот, совершенно нерешаемые загадки, примитивный юмор ниже пояса, плоские персонажи, дурацкие сюжеты и общая дешевизна. В итоге всё это привело русский квест туда, куда и следовало: под забор, где жанр благополучно и подох.

рисованный квест«Новые бременские»

по одноименному мультфильму 2000 года. Одну из самых идиотских, на мой взгляд, загадок в русских квестах я помню до сих пор: чтобы получить форму слуги, нужно было объединить курицу с яблоком, а затем применить полученное сочетание на выход из кладовой. Когда в кладовку заходил слуга, сыщик бил его курицей по лбу, а яблоко использовал в качестве кляпа...

К счастью, рядом с кривыми уродцами словно в параллельной реальности существовали и вполне себе толковые, интересные, необычные игры. Да, они тоже были далеки от идеала, но ни в чём не уступали лучшим творениям Gamos или S.K.I.F.

Скажем, в 2003-м году свет увидела «Полная труба» от харьковской PIPE Studio. Приключения загадочного Дяди в сюрреалистичном мире, населённом личностями вроде Яйцехоха, Вуглуседа или Быстрой Тёти, забыть не так-то просто. Даже и не скажешь, что эти же люди приложили руку к богомерзкой «UmaNetto. Полный превед!»

«Полная труба». Психоделия как она есть

Лично мне «Полная труба» всегда казалась какой-то жутковатой. Но настоящие хоррор-квесты у нас почти не делали, ведь русский квест — по определениююмористический. Серьёзных игр среди российских адвенчур было даже меньше, чем просто хороших, — то есть очень мало.

К этой когорте можно отнести разве что трэшеватый «Чёрный оазис», атмосферные творения Phantomery InteractiveSublustrum и «Фобос: 1953», — да дилогию «Архивы НКВД: Охота на Фюрера» от Spline Games. Последняя на фоне маразматичного жанра вообще смотрелась как учебник истории рядом с подшивкой журналов «Тёщин язык».

рисованный квест

Sublustrum. Печальная, таинственная и очень красивая игра

Так или иначе, толковые проекты были каплей в море, и к 2010-м годам русские квесты окончательно перестали существовать. Их целевую аудиторию смыло куда-то в мутное болото социальных сетей, а новые квесты с постсоветских просторов уже почти не отличишь от американских или европейских.

The Franz Kafka Videogame. Круче могла бы стать только игра по мотивам творчества Даниила Хармса

То, что русские квесты вымерли, так же закономерно, как конец подросткового возраста: глупого и неловкого, но одновременно бунтарского, романтического и, главное, далеко не вечного периода жизни. Его не нужно стыдиться и можно даже любить — главное вовремя из него выйти. А потом, уже со взрослой точки зрения, сделать наконец свою Syberia, Monkey Island или хотя бы Woodruff and the Schnibble of Azimuth. Первую часть этого процесса российская игровая индустрия уже закончила — может, пора взяться на вторую?

Comments